MeGamIcS™|Миксуй приятное с полезным!|megamics.net|

Объявление

Друзья Сайта!
_Нету_
Хочу добавить!


Форум официально открыт 15 Мая
Его посетили счетчик посещений уникальных пользователей.








Админы:
DJ Croc
Дикий Ангел

Модераторы:
Dj Mih
MC GaLyAN
Телира
Sebastian
TemAs

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Работа со звуком

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Тут выкладываем разные статьи!

0

2

Как удалить шумы в записях

Насколько важно, чтобы во время съемок кроме четкого и качественного видиосигнала был записан и чистый звук, как профессионал в области звукозаписи, я понимаю лучше других. Поэтому стараюсь придерживаться следующих правил: применять раздельные направленные микрофоны, размещать их как можно ближе к источнику звука, выставлять максимально высокий уровень записи, следя, чтобы не ?обрезались? пики звуковых колебаний (нелинейные искажения). Но несмотря на все эти предосторожности, временами и на моих записях появляются помехи (шумы), с которые впоследствии приходить бороться.

Часто ко мне обращаются с просьбой смонтировать или сжать материалы, но при этом не считают нужным сообщить, какие отвлекающие шумы или явно ненужные помехи присутствуют на аудиотреках. Не так давно я согласился привести в порядок и перевести на CD несколько часов ?живой? кубинской музыки, которая была записана еще в начале пятидесятых годов прошлого века на ¼-дюймовом аналоговом магнитофоне. Мне надо было перекодировать музыку в потоковый стандарт и выложить на сайт владельца. Чтобы выполнить эту работу понадобилось провести ряд хирургических операций над звуком. К счастью, существуют ряд аппаратных и программных средств, которые позволяют значительно улучшить воспроизведение аудиотреков с шумами и получить звук, существенно превосходящий первоначальные записи по качеству. Самое главное при проведении подобных работ ? найти средство, которое поможет устранить те шумы и помехи, которые присутствуют в данных записях. Попробуйте разделить общую задачу на несколько более мелких и решить их одну за другой.

Шумы бывают двух видов: с постоянной частотой (например, жужжание трансформаторов переменного тока, шум кондиционеров, видеокамер или генераторов) и динамичные, которые изменяются во времени по частоте спектра и громкости. Классическими примерами динамичных шумов являются внешние шумы, производимые автомобилями или самолетами, а также звучание ветра или прибоя. естественно, что устранить шумы с постоянной частотой значительно легче, чем динамичные помехи, но справится можно с шумами обоих видов. Невнятная речь Прежде всего следует определить ? не вызваны ли помехи некорректным проведением записи. Некачественный микрофон или его ошибочное размещение могут привести к тому, что запись окажется приглушенной и нечеткой. К подобным дефектам может привести и использование микрофона, встроенного в видеокамеру. К счастью, подобные артефакты устраняются легко, и чтобы значительно снизить уровень таких помех следует лишь правильно выбрать настройки эквалайзера и громкости. Увеличение эквалайзером уровня на частотах до 2,5 кГц для мужского голоса и 3,5 кГц для женского придает произносимым словам дополнительные звучание и четкость. А при работе с частотами от 6 кГц и выше усиливаются не только свистяще-шипящие составляющие речи, делающие ее неразборчивой, но и фоновые шумы и свисты, поэтому увеличивать частоту нужно постепенно.

Чтобы вырезать частоты ниже 250 Гц нужно просто повысить общий уровень трека без каких-либо дополнительных манипуляций. Еще много лет назад было установлено, что большая часть аудиоинформации размещается в интервале частот 300 Гц ? 3 кГц, поэтому отсечение частот ниже 250 Гц не принесет никакого вреда. Но имейте в виду, что EQ затронет все звуки на треке, поэтому не торопитесь и выполняйте все операции последовательно. Фоновый шум

Если при изготовлении оригинального трека был установлен низкий уровень записи, то при монтаже при увеличении громкости будут возрастать и фоновые шумы. Такие шумы могут генерироваться самой камерой, возникать при перемещении оператора или порождаться приборами, установленными на съемочной площадке (например, работающими кондиционерами).

Если фоновые шумы слышны лишь в интервалах между фразами, то наилучшее решение ? использование динамической обработки, которая называется noise gate (?звуковые шлюзы?). Она позволяет свободно проходить звукам, близким к определенному уровню громкости (порогу) или превышающим его. Когда же уровень громкости резко падает ниже порогового значения, то звуковой шлюз сразу же закрывает проход для звукового сигнала. После того, как уровень громкости снова превысит пороговое значение, он вновь его открывает. Подобно звуковому шлюзу работает другая динамическая обработка, которая называется ?экспандер? и предназначена для расширения динамического диапазона сигнала. В тех случаях, когда громкость падает ниже порогового значения, звуковой шлюз фиксирует ее на минимальном уровне, а экспандер ? снижает до уровня, заданного пользователем. Экспандер работает более мягко и плавно и позволяет значительно ослабить фоновые шумы. Часто для повышения эффективности обработки звуковой шлюз и экспандер используют одновременно. Такое сочетание позволяет значительно снизить или даже полностью устранить низкоуровневые фоновые шумы. Если помехи обусловлены шумами с постоянной частотой (например, жужжанием трансформаторов или шумом от кондиционера), то для их уменьшения или удаления вам придется воспользоваться специальными фильтрами. Диапазоны основных фильтров высоких и низких частот слишком широки для этой операции, их применение только ухудшит звучание материала. Постарайтесь найти специальные параметрические фильтры, которые позволяют изменять ширину полосы на частотах шумов (они известны, как фильтры Q ? добротные). С помощью параметрических фильтров можно, не затрагивая весь трек, вырезать очень узкий частотный диапазон. В некоторых программных пакетах предусмотрены специальные фильтры для устранения жужжания, они есть, например в Final Cut Pro корпорации Apple. Такие фильтры помимо точного определения частоты жужжания, позволяют устранить до пяти его гармоник. Наберитесь терпения и попробуйте использовать все возможные комбинации фильтров, нажимая Undo всякий раз, когда результат вас не устраивает.

Нелинейные искажения и щелчки

С нелинейными искажениями справиться сложнее всего. Они возникают, когда входной аудиосигнал такой сильный (громкий), что записывается с искажениями, при которых пики звуковых колебаний обрезаются. Нелинейные искажения делает звучание дребезжащим и скрежещущим, а порой и совершенно неразборчивым. Такие артефакты наиболее характерны для аналоговых приборов, но ей подвержены и цифровые устройства. Для аналоговых устройств характерно постепенное нарастание и усиление искажений, а в цифровых они проявляются на конкретном пороговом уровне, но в обоих случаях записи имеют совершенно непрезентабельное звучание.

Конечно, лучше всего не допускать появления нелинейных искажений при записи звука, так как устранить их на записанных треках позволяет очень ограниченный набор средств. Если искажений немного или поврежденные фрагменты непродолжительны, то можно попытаться убрать их с помощью специального ?карандаша? Pencil Tool, который входит в некоторые программы для аудиомонтажа, и вручную подрисовать гладкие закругления на пиках графиков звуковых колебаний.

Если же искажения достаточно сильно повредили трек или продолжительны, самостоятельно переписать звуковой ряд вы не сможете, вам придется отнести эти файлы в ту студию, в которой есть программа NoNoise компании Sonic Solutions (данная программа входит в Sonic Studio HD). NoNoise ? это программа для устранения нежелательных шумов на аудиозаписях, которая заслужила высокую оценку у профессионалов. Она позволяет не только эффективно устранить нелинейные искажения, но и сгенерировать заново синтезированный аудиосигнал для замещения поврежденного участка. NoNoise наилучшим образом подходит для устранения динамичных шумов, которые не удается побороть с помощью фильтров, но так как стоит эта программа достаточно дорого, треки для обработки лучше отдавать на сторону. Для этой же цели предназначены приборы для реставрации звука компании Cedar.

Щелчки и треск могут быть вызваны плохим качеством аудиокабелей или обрывом каналов в радиомикрофонах. Очень много шумов и треска присутствует в записях, сделанных на старых граммофонных пластинках. Методы борьбы с этими помехами во многом напоминают те, что используются для устранения нелинейных искажений. Многие программы для аудиомонтажа включают специальную функцию, которая находит и устраняет щелчки в автоматическом режиме. Но такое автоматическое удаление всех щелчков часто разрушает ощущение старинности граммофонных пластинок, поэтому если вы хотите его сохранить, разберитесь с каждым щелчком отдельно, либо используйте приборы компании Cedar.

Программные средства для устранения шумов

Существуют несколько более простых программ, специально разработанных для устранения различных видов фоновых шумов. В них реализованы многие из функций системы NoNoise, но стоят они значительно меньше. DART Pro компании Digital Audio Restoration Technology ?программа для Microsoft Windows, в которую включены несколько фильтров, блоки ослабления щелчков и жужжания, а также преобразователи коэффициентов усиления, которые могут запускаться последовательно для обработки всего аудиотрека за один проход.
http://www.music4sale.ru/dbimages/381__dart.jpg
Программа Ray Gun, разработанная компанией Arboretum Software, предназначена для платформы Macintosh. В ней реализован значительно более простой подход к снижению шумов, заключающийся в использовании предварительно заданных алгоритмов для подавления шумов, удаления щелчков и треска и снижения уровня жужжания. Хотя подобный подход может оказаться более удобным для непрофессионалов, он не достаточно эффективен для решения нетипичных задач.
http://www.music4sale.ru/dbimages/381__raygun.jpg
Важно не только знать, какие программы для работы с аудиотреками существуют, но и научиться правильно их использовать. Так, Марк Бергер, имеющий большой опыт работы со звуком, любит повторять новичкам: ?Пираньи опаснее, чем акулы?, пытаясь объяснить, что небольшие, но многочисленные укусы гораздо более эффективны, чем заглатывание одного большого куска за один прием. Поэтому рекомендует он, сначала сделайте небольшую правку с использованием фильтров, а затем проведите незначительную коррекцию коэффициента усиления. При этом каждое устройство будет вносить очень незначительные, зато качественные изменения, а суммарное их воздействие позволит добиться приятного и эффектного звучания. Другой специалист ? Ранди том, который уже много лет работает звукорежиссером в кинопроизводстве, считает, что плавное изменение коэффициента усиления и EQ, выполняемое вручную, почти всегда приводит к эффективному результату при устранении шумов, особенно шумов окружающей среды.

Снизить шумы на несколько децибел позволяют и цифровые алгоритмы. Но снижать уровень шумов более чем на 6?8 дБ не рекомендуется, чтобы исключить генерацию нежелательных цифровых помех при уменьшении динамического диапазона. После цифровой обработки дополнительно подавить шумы поможет плавное изменение коэффициента усиления и динамического EQ. Хотя некоторые специалисты предпочитают действовать наоборот: сначала провести часть операций, выполняемых вручную, а только затем подключить алгоритм.

Безусловно, всегда следует стремиться к тому, чтобы в записях на треках не было фоновых шумов на треках. А если перед вами стоит задача спасти записанный аудиотрек, проведите всю работу не спеша, последовательно используя все имеющиеся средства.

Автор: Tika. wwwrapformat.ru

0

3

Хороший звук...и что для этого нужно

Микрофонный предусилитель

Выходное напряжение микрофонов обычно составляет единицы, в лучшем случае- десятки милливольт. Сигнал этот весьма слаб, и качество его при передаче по длинным кабелям сильно ухудшается, не говоря уже о практической невозможности подключить один микрофон к нескольким пультам и получить при этом хорошее звучание.

А теперь представьте представьте себе ситуацию: вам необходимо озвучить концерт на стадионе или во дворце спорта ( с мультикабелем длиной 50-100 м(!), да еще артисты требуют отдельный мониторный пульт)... Кошмар! Как быть?

В этой ситуации спасти вас сможет только применение отдельных (рэковых) микрофонных предусилителей. Эти устройства, выпускаемые рядом фирм под различными названиями, имеют, как правило, структурную схему, изображенную на рисунке. Следует заметить, что это одна из наиболее полных структур: многие фирмы выпускают предусилители с гораздо меньшим набором функций.
http://www.music4sale.ru/dbimages/372__xor1.jpg
Изображенные на рисунке блоки переключателями включаются в работу в необходимых сочетаниях.

Цифрой 1 обозначен микрофонный усилитель. Он имеет низкоомный симметричный вход с регулируемой чуствительностью и возможностью подачи фантомного питания + 48 В для конденсаторного микрофона. Линейный преусилитель с регулируемым усилением (2) имеет несимметричный высокоомный ( от 100 кОм до 1 МОм ) вход, служащий одновременно преобразователем импеданса ( Di-box ), что позволяет подключать к нему звукосниматели адаптеризованных инструментов, в том числе и пьезодатчики ? от гитар, роялей и др. Сочетание этих двух входныхблоков обеспечивает возможность работы с любыми источниками сигналов.

После нормирующих входных каскадов находятся устройства предварительной обработки. Наиболее часто встречаются: фильтр для обрезки нежелательных НЧ-составляющих (3) и фазоинвертор (4) для фазировки микрофонов. После усиления и предварительной обработки сигнал поступает через выходные усилители (5) на выход ( выходы ). Количество выходов в каждом канале составляет от 1 ( самый дешевый, наиболее часто встречающийся вариант) до 4 ( крайне редко, только в экзотических моделях). Выходные буферные усилители, как правило, обладают повышенной нагрузочной способностью и могут работать на линию сопротивлением 600 Ом.

Приобретите несколько отдельных микрофонных предусилителей ? и вы даже удивитесь, от скольких проблем смогли избавиться!

В приведенном выше кошмарном случае вместо ?растаскивания? одного СЛАБОГО сигнала ДЛИННЫМИ кабелями на ДВА пульта ? вы подключаете микрофон КОРОТКИМ проводом к стоящему НА СЦЕНЕ предусилителю ? и получаете прозрачное, не ?съеденное? длинными кабелями звучание. Со сцены же к пультам сигнал пойдет с мощного выхода, с высоким уровнем ? и никакие потери и наводки в длинном кабеле ему уже не страшны. Наличие нескольких независимых выходов позволяет ?раздавать? сигнал нескольким потребителям и полностью исключить их влияние друг на друга, что часто бывает проблемой (при подключении мониторного пульта, телевизионной записи и др.). Результат: прекрасный звук.

Еще одной обширной областью применения является звукозапись. В последнее время все чаще запись исходных фонограмм осуществляется без какой-либо коррекции вообще. При этом предпочтительнее осуществлять запись, вовсе минуя микшерный пульт и подавая сигнал на магнитофон непосредственно с выходов микрофонных предусилителей ( прямая запись, или ?direct recordind?). Этим значительно сокращается путь сигнала ? от микрофона до рекордера ? и создаются лучшие условия для передачи тончайших нюансов звучания.

Дополнительным плюсом применения отдельных микрофонных усилителей является возможность использования недорогих ?линейных? микшерных пультов без встроенных микрофонных усилителей, т.к. для записи современной музыки с обилием электронных звучаний зачастую достаточно иметь 3-4 микрофона, при этом остальные микрофонные входы в большом дорогом пульте не используются и деньги на их приобретение оказываются потраченными напрасно.

В ряде случаев возможно обойтись вообще без пульта ? как, например, при записи музыки с помощью компьютерных звуковых плат или записи ?живых? концертов на магнитофоны DAT, ADAT и др.

Параметрический эквалайзер

Имеющийся в большинстве микшерных пультов эквалайзеры ? полосовые и полупараметрические ? обычно не обеспечивают все многообразие требуваемых частотных характеристик, и часто возникает необходимость в применении внешних устройств частотной коррекции. В тех случаях, когда требуется глубокая частотная коррекция исходных сигналов, в звукотехнике чаще всего применяется параметрический эквалайзер.

В параметрическом эквалайзере для каждой полосы осуществляется независимая регулировка всех параметров ( отсюда и название ? ?параметрический?): центральной частоты регулирования fо, ширины полосы регулирования и величины подъема/завала АЧХ ( см. рисунок).
http://www.music4sale.ru/dbimages/372__xor2.jpg
Кривые 1 и 2 соответствуют большой ширине полосы ( малой добротности ), а кривые 3 и 4 -малой ширине полосы ( большой добротности ).

Чем уже полоса ( больше добротность ), тем более узкий участок спектра можно подвергнуть коррекции ? например, можно акцентировать только момент удара палочкой по пластику барабана. Или наоборот ? установив широкую полосу ( малую добротность ), можно поднять или ослабить большую часть спектра, не делая особого упора на одном инструменте или звучании.

Здесь следует заметить, что, несмотря на давно устоявшуюся в терминологию, единственный параметр, который до сих пор имеет два названия, ? это ?качество? полосового фильтра. Некоторые фирмы-изготовители указывают на лицевой панели параметр ?добротность? (по-английски ? Q , по первой букве слова quality, качество), а некоторые ? ширину полосы Width. Эти две величины обратно пропорциональны: т.е. чем больше добротность Q тем меньше (уже) полоса регулирования Width, и наоборот. Имеющийся разнобой создает определенные затруднения в работе, однако в последние годы наметилась тенденция к более широкому применению термина ?Width? как более удобного. Ширина полосы обычно указывается в октавах.

Параметрические эквалайзеры в рэковом исполнении обычно имеют 3-4 полосы регулирования АЧХ и более широкие диапазоны параметров, чем аналогичные эквалайзеры в пультах, причем зачастую даже тех же самых фирм.

Например, некоторые модели имеют верхнюю частоту настройки до 50 кГц, чего в пультах не бывает вообще. Для чего это нужно? А вот для чего: многие цифровые синтезаторы, сэмплеры, компьютерные платы имеют недостаточную фильтрацию тактовой частоты, которая ?пролезает? на выход и затем ?забивает? входные каскады следующих за ними цифровых (и не только) устройств ? хоруса, ревербератора и т.д. Это приводит к проявлению интерференционных частот и др., избавиться от которых обычным путем затруднительно. С помощью же широкодиапазонного эквалайзера это делается, что называется, ?без проблем?: настройтесь на частоту 44 или 48 кГц, установите максимальное ослабление и минимальную ширину полосы ? и дело сделано. Вы аккуратно ?вырежете? мешающую частоту, не затронув даже самых высокочастотных составляющих полезного сигнала.

Отдельные модели параметрических эквалайзеров ведущих фирм применяют принцип так называемого ?пропорционального Q?. Суть его сводится к тому, что при увеличении ширины полосы Width (уменьшении Q) пропорционально уменьшается и глубина регулировки подъема/завала АЧХ. Такой эквалайзер звучит более музыкально и гораздо удобнее в работе.

Встречаются и другие ?маленькие хитрости? ? такие, как установочные регуляторы уровня для включения эквалайзера в работу без изменения субъективно воспринимаемой громкости, и многое иное. Помимо своего прямого назначения, параметрический эквалайзер можно использовать как ?feedback suppressor? для подавления акустических ?завязок? при звукоусилении, для эмуляции работы весьма дорогостоящих устройств ? таких, как Vitalizer, и еще для многого, что вам подскажут ваши фантазия, опыт и необходимость...

Иначе говоря, хороший рэковый параметрический эквалайзер ? значительное подспорье в работе концертного и студийного звукорежиссера, незаменимый инструмент в работе со звуком.

RMS ? компрессор

В последние годы все большее количество фирм приступает к выпуску так называемых RMS-компрессоров, что объясняется их постоянно растущей популярностью, как при звукозаписи, так и в ?живой? концертной работе. К сожалению, до сравнительно недавнего времени этот класс компрессоров был мало знаком большинству звукорежиссеров, да и сейчас не очень многие хорошо знают, что же это такое. А в самом деле, что?

Название RMS ? это английская аббревиатура слов ?Root Mean Square?, которым соответствует отечественный термин ?среднеквадратическое значение?. (Ранее в электронике бытовало понятие ?эффективное значение?, эти термины ? синонимы).

Как следует из названия, этот тип компрессора должен реагировать на эффективное, действующее значение сигнала. Это и в самом деле так: RMS-компрессор реагирует непосредственно на МОЩНОСТЬ звукового сигнала, а не на его мгновенные значения, как обычный компрессор. Цепи управления компрессоров этого типа построены таким образом, что, скажем, длительный сигнал небольшой амплитуды имеет гораздо большую ?важность? для целей управления усилением компрессора, нежели короткий импульс большой амплитуды. Это, однако, вовсе не означает, что, взяв обычный компрессор и установив регуляторы Attack и Release на максимум, вы получите RMS-компрессор. Ничего подобного, увы! Все гораздо сложнее...

Применяемые для целей управления специальные дорогостоящие (до $40 и выше ) микросхемы обладают погрешностью детектирования не более 1 дБ при пик-факторе более 24дБ ( электронщики понимают, ЧТО это значит!) и, кроме того, имеют специальные цепи адаптации динамических параметров детектора ко входному сигналу, с учетом его восприятия слухом.

Таким образом, временные параметры в RMS-компрессоре не являются чем-то раз навсегда заданным, а сложным образом изменяются в зависимости от частоты и уровня входного сигнала, его спектра. Это обеспечивает отсутствие ?механистичности? в работе компрессора и очень малую заметность ?вмешательства? компрессора в обрабатываемый сигнал.

Для дополнительного уменьшения заметности момента включения компрессора в работу практически все такие компрессоры имеют так называемый ?мягкий порог?, (Soft Threshold), обеспечивающий плавное вхождение в режим компрессии.
http://www.music4sale.ru/dbimages/372__xor3.jpg
На рисунке изображены проходные характеристики ( зависимость уровня выходного сигнала от уровня входного) для двух компрессоров ? обычного ( ломаная линия 1 ) и компрессора с ?мягким порогом? ( кривая2 ).

Как видно из рисунка, во втором случае по мере возрастания входного сигнала степень компрессии увеличивается плавно, а не включается скачкообразно, как в обычном компрессоре. Таким образом удается сильно ослабить заметность начала компрессии. Вместе взятые, все эти меры обеспечивают очень высокую ?музыкальность? работы RMS-компрессора, который при правильном применении практически не изменяет динамику исходного музыкального сигнала, а только его как бы ?подравнивает?, уплотняет.

Звучание становится более ровным и мощным, без ненужных ?шероховатостей?. (Впрочем, и при не слишком умелом использовании сколько-нибудь сильно испортить звук RMS-компрессором практически невозможно...)

Многие модели таких компрессоров оснащаются дополнительными сервисными устройствами ? гейтами, пик-лимитерами и др. Включив такое устройство ? динамический процессор ? в каждую ячейку микшерного пульта во время концерта, вы сможете перенести центр внимания с сугубо технических проблем выравнивания громкости отдельных звучаний на творческие задачи ? создание необходимого баланса звуковой картины, расстановку необходимых акцентов и прочее, полностью освободив себя от рутины и посвятив все время творческим аспектам звукорежиссерской работы.

Эксайтер

С момента своего появления в конце 70-х годов эксайтер был и остается самым популярным в мире психоакустическим процессором. Можно сказать, что с него собственно, и началась эра психоакустических процессоров. Сейчас нет ни одной уважающей себя фирмы, которая не выпускала бы как минимум одной модели эксайтера. К сожалению, в нашей стране ему ?не повезло? ? в отличие от многих других приборов, эксайтер и поныне не очень известен широкому кругу звукорежиссеров. Так что же это за ?зверь: такой ? эксайтер?

Эксайтер относится к той, любимой профессиональными звукорежиссерами группе устройств, работа которых незаметна ? до тех пор, пока их не выключишь. Производимый им эффект нагляднее всего описывается так: занавесьте ваши студийные мониторы одеялом и включите звук. Н-да...

А теперь снимите одеяло. Лучше? То-то же! Эксайтер действует очень похоже ? при его включении из звука уходит ?ватность? и муть, звучание становится четким и прозрачным. Можно, конечно, спросить: зачем вешать одеяло? Ведь без него-то получше будет! Все конечно, так. Но...

Процесс передачи звука, даже в самых современных системах, еще далек от идеала. На каждой его ступени утрачиваются какие-то мельчайшие детали, нюансы звуковых оттенков. Как следствие этого, происходит потеря ?жизненности? звучания, утрата его непосредственности, реалистичности. Вот здесь-то на помощь звукорежиссеру и приходит эксайтер.

Действие его основано на сложном процессе, учитывающей комплексный характер восприятия звуков человеческим ухом. В основе процесса лежит сложная амплитудно-частотно-фазово-спектральная (уфф!..) коррекция входного сигнала, включающая в себя ?растяжку? импульсов, добавление к входному сигналу синтезированных на его основных тонах высших гармоник (преимущественно второй, как самой благозвучной) и еще некоторые элементы.

В силу сложности процесса его принципиально невозможно охарактеризовать с помощью цифр, и поэтому все попытки как-то обрисовать производимый эксайтером эффект носят преимущественно описательный характер.

Эксайтер придает прозрачность, четкость любому звучанию, при его включении звук как бы ?раскрывается?. Значительно улучшаются проработка и восприятие мельчайших деталей и нюансов звукового сигнала, звук становится живым и естественным, начинает ?дышать?. Вокал после обработки его эксайтером приобретает повышенную четкость и полетность, ударные инструменты ? особенно ?железо? ? начинают звучать лучше, чем ?живые?.

А акустическая гитара с эксайтером ? это же просто мечта! (Услышите ? убедитесь!) Применив эксайтер для обработки суммарного сигнала на концерте, вы удивитесь, как изумительно, оказывается, может звучать ваша РА-система.

Одним словом, не существует музыкального инструмента или звуковоспроизводящей системы, звучание которых нельзя было бы улучшить эксайтером!

Денойзер (шумоподавитель)

Денойзер (шумоподавитель), так же, как и эксайтер, уже более 15 лет является стандартным и обязательным элементом технического оснащения любой студии и большинства концертных залов.

Как известно, нешумящих источников не бывает ? нет в мире совершенства! Шумит все ? микрофоны, синтезаторы, усилители, ?примочки?, пленки... Вот для борьбы именно с такими шумами, на слух воспринимаемыми как ?шипение?, и служит денойзер.(Шум отбойного молотка под окном студии им не убрать!) Выпускаемые многими фирмами, все денойзеры имеют примерно одинаковую структурную схему, изображенную ниже.
http://www.music4sale.ru/dbimages/372__xor4.jpg
?Сердцем? любого денойзера является специальный электронный фильтр VCF, управляемый особой схемой так, чтобы максимально возможным образом передать на выход полезные составляющие входного сигнала и максимально ослабить его шумовые компоненты, а после фильтра сигнал подается на ?экспандер вниз? (VCA).

В силу специфики принципа работы денойзера, VCF является НЧ-фильтром и имеет конечную, не нулевую, ширину полосы пропускания ( как правило, минимальное значение полосы пропускания составляет не более 1 кГц ). Таким образом, часть шумов в паузе фонограммы всегда будет проходить на выход VCF, и для ослабления именно шумов паузы ? и служит ?экспандер вниз?.

Он устроен таким образом, что сигналы с высоким уровнем (выше порога его срабатывания) проходят на выход VCA без ослабления, а слабые сигналы в экспандере ослабляются пропорционально своей амплитуде, т.е. чем слабей сигнал, тем больше он ослабится. Такое построение экспандера делает его гораздо удобнее и ?мягче? в работе, чем просто гейт.

Хороший денойзер обеспечивает улучшение отношения сигнал|шум в обрабатываемом сигнале в среднем на 20...30 дБ. Он необходим: при первичной звукозаписи (для ?очистки? источников), при сведении, при мастеринге фонограмм для записи на СD, при реставрации старых записей и во многих других случаях. При звукоусилении фонограмм ? в театрах, концертных залах и т.п. ? неизбежно становятся заметны даже малейшие шумы, которые как раз эффективно и сможет удалить денойзер. Одним словом, он необходим везде, где вы имеете дело со звуком!

Автор неизвестен.

0

4

Сведение фонограмм

Предисловие.

Привет! Почитав статьи и поучаствовав в дискуссиях на форуме MIDI.Ru, я решил, что просто необходимо делиться своими знаниями и опытом со всем миром. Поэтому и решил написать цикл статей, посвященных изготовлению фонограмм в домашних условиях, которые Вы можете здесь прочитать. Сразу оговорюсь, речь не идет о профессиональной работе со звуком ? я буду рассказывать о том, как сделать звук, не имея дорогого профессионального оборудования. Буду рад, если мои советы и случаи из практики помогут кому-то в создании новой МУЗЫКИ, в этом великом деле, которым все мы понемногу занимаемся!

Для начала я немного расскажу о себе. Реально меня зовут Дима. Сам из Омска, не то, чтобы музыкант, скорее Sound Engineer. Музыкального, равно как и технического образования не имею, тем не менее, давно занимаюсь музыкой вообще и звуком в частности. Год назад я работал в частной рекламной фирме, где полностью оборудовал и поддерживал небольшую студию звукозаписи. В основном изготавливал рекламные песни, информационные ролики; хотя приходилось делать студийные фонограммы местным музыкантам (techno, pop, pank- проекты) и саунд треки к видео роликам.

В настоящий же момент фонограммы пишу довольно редко ? то работой загружен, то нет подходящих идей и настроения ? а то, и настроение и идеи есть, а звуковой карты нет (бывает и так! Однако интерес к компьютерным sound-технология не угасает ? в меру возможного интересуюсь новинками, даю советы тем кому реально могу помочь.

Итак, начнем.

Вопрос: ?Что делает хороший лектор перед тем, как выдать материал?? Правильно, знакомит с терминами, которые он будет использовать при изложении материала!

Именно поэтому я рекомендую Вам ознакомиться с содержанием следующего раздела.

Что нужно знать и понимать.

Ниже я приведу простые, доступные даже начинающим, описания нескольких основных понятий, которые рано или поздно усваивает любой, общающийся с компьютером человек. В дальнейшем все эти термины неоднократно встретятся Вам в тексте, так что лучше сразу определиться, что я буду иметь в виду.

MIDI и WAV ? сложно объяснить, но я попробую. Это ? основные форматы файлов, содержащих цифровую информацию, которая передается на воспроизводящее устройство (sound card, синтезатор, sampler, цифровой магнитофон и тп.), где полученная информация благополучно преобразуется в аналоговую и подается на усилитель, из динамиков которого мы уже слышим звук. Разница между MIDI и WAV такая же, как между растровой и векторной графикой.

WAV-файл ? звуковая форма в ?чистом виде?. Грубо говоря, это ? как магнитофон. Вы можете подать на вход какой угодно источник звука, записать его, а затем воспроизводить, копировать, ?склеивать? с другими фрагментами, ускорять/замедлять, ?вырезать? как целые куски, так и отдельные частоты и тд. и тп. (фантазия человека безгранична!). Однако все это требует гигантских объемов доступной памяти. (WAV Size=(Bits/8)*Channels*Time*Rate, то есть, 1 сек. звука с CD-качеством занимает 176400 bytes!) Конечно, существуют различные алгоритмы сжатия, но тем не менее это не избавляет всех нас от данной проблемы. Один из самых распространенных профессиональных WAV редакторов ? Sound Forge фирмы Sonic Foundry.

MIDI-файл содержит только секвенцию (см. ниже) и не хранит в себе звуковых форм (хотя есть бойцы, которые таки засовывают звуковые волны непосредственно в MIDI-файл, но мы сочтем это извращением и рассматривать не будем). Звуковая карта (или внешний синтезатор), получая команду (ноту) по MIDI каналу, преобразует ее в звуковую волну (либо синтезируя, либо используя образец звука, хранящегося в ПЗУ (Wave Table)/ОЗУ). Поскольку MIDI-файл не содержит в себе звуковых волн, то размер его весьма не велик (обычно ~100Kb) и обмениваться звуком в таком формате очень просто. Однако, именно потому, что в нем нет звуковых форм одна и та же фонограмма на разном оборудовании звучит по разному. Разнообразных MIDI-редакторов превеликое множество, поэтому советовать какой-либо я не стану, все зависит от степени профессионализма и силы Ваших привычек. Наиболее часто используемыми являются Cakewalk, Midi Studio и Cubase.

Cеквенция (sequence) ? практически то же, что и партитура. Совокупность команд, основной смысл которых есть информация о том, какой звук (инструмент) в какой момент и какой длительности должен воспроизводиться. Ноты, вписанные в нотный стан ? это секвенция / MIDI- файл ? секвенция / MOD, S3M или IT-файлы ? тоже содержат секвенцию / Pattern в Drum Machin?ах ? опять же, секвенция.

Cэмпл (sample) ? образец звука. Скажем, ваш приятель дернул струну на гитаре, а Вы записали это в WAV-файл. Это и будет ваш сэмпл гитары. В дальнейшем, Вы составите секвенцию, которая использует этот сэмпл и таким образом у вас получится мелодия, содержащая партию гитары. А ваш приятель еще долго будет вздыхать да охать и хлопать удивленными глазами!

Банк (bank) ? файл, в котором хранится определенный набор инструментов для MIDI-устройства. Инструмент ? это сэмпл, которому задали целую кучу MIDI-параметров (тональность, patch, attack, looping, panning, modulation и пр.). Банк загружают в ОЗУ звуковой карты (сэмплера, синтезатора), после этого, если секвенцию адресовать на данный банк устройство будет синтезировать звучание, используя звуковые формы, прописанные в банке. Таким образом, кол-во MIDI инструментов можно разнообразить и увеличивать практически до бесконечности.

Далеко не все MIDI-совместимые устройства имеют подобную технологию. Пожалуй, самой распространенной и доступной на сегодняшний день технологией звуковых банков является SoundFont (фирмы Creative). Все модели звуковых карт серии AWE поддерживают SoundFont.

Треккер (tracker) ? это такие хитрые программки, в которых можно делать композиции, используя любые доступные Вам сэмплы. При этом не нужно иметь хорошей и дорогой звуковой карты, составлять MIDI-файлы, банки ? просто загружается один файл, в котором прописаны все сэмплы и секвенции, а воспроизводимый звук практически одинаков на любой SB- совместимой карте! Такой файл обычно называют Модулем (module). Размер файлов зависит фактически от качества, длины и количества используемых сэмплов. Обычно это ~200?700 Kb. Типичные представители семейства треккеров: MOD, STM (Scream Tracker Module), S3M (Scream Tracker ver.3), IT (Impulse Tracker). Все эти форматы были очень распространены в то время, когда звуковые карты с Wave Table (таблица звуковых волн) были довольно дорогими.

Cреди недостатков подобных программ многие отмечают: низкое качество звучания (как они ошибались, Вы прочтете позже), полную несовместимость с MIDI (соответственно нельзя наиграть мелодию с ?живой? клавиатуры), работа под управлением DOS.

Если Вы так и не поняли о чем идет речь, ? попробуйте почитать другие FAQ! На крайний случай напишите мне письмо.

?С чего начинается Родина??.

Не буду оригинальным, но хороший звук действительно начинается с ИДЕИ! Идея, сама по себе, бывает различной и приходит неожиданно. Хорошая идея обязательно найдет свое воплощение, неважно в каком виде или формате. Есть люди, которые на обычных ?кассетниках? такие миксы делают, что диву даешься! По большому счету, не важно, какая аппаратура сейчас тебе доступна ? если очень надо, то сделать HiFi- фонограмму можно и на обычной SB-совместимой карте (и, даже НЕ ИМЕЯ звуковой карты вовсе!)

Для примера, опишу, как я сделал свой первый рекламный ролик. Идея песни возникла минут за 10 (обычно я беру гитару и наигрываю какие-нибудь простенькие аккорды, потом постепенно вырисовывается основная тема мелодии, после этого в течение нескольких дней добавляются текст и ?фишки? в мелодию). Тогда о sound cards c WaveTable я знал только понаслышке, а из музыкальных редакторов мне был знаком Scream Tracker ver.3. И вот, посидев за компьютер своего знакомого, я минут за 30, нашел несколько хороших сэмплов и составил простенькую секвенцию. Подумав, что нести фонограмму на студию в таком виде будет немного нескромно, я попробовал перевести композицию в WAV-файл.

Именно тогда я сделал первое ?грандиозное? открытие! Моя фонограмма получилась вполне приличного качества. Как я понял уже позже, real time воспроизведение в треккерах идет с 8-ми битным качеством (без какой-либо коррекции), соответственно появляются искажения, дискреция и шумы квантования (поэтому в треккерах слышен такой треск). Однако, когда композиция конвектируется в WAV-файл, то подставляются оригинальные звуковые формы (т.е. если используется сэмпл CD- качества, то на выходе он будет звучать с тем же оригинальным качеством!). При этом нет тех самых шумов, характерных для real time воспроизведения в трекерах. Нужно просто использовать только хорошие сэмплы!

После этого, я пошел на профессиональную студию, где буквально за 20 минут записал 4 дорожки с моим вокалом, 15 минут было потрачено на запись женского вокала, и еще 20-25 минут звукоинженер делал окончательное сведение! Таким образом, потратив всего 80 рублей (за аренду студии на один час) я получил вполне профессиональный ролик и $150 за работу от заказчика (примерно столько же в то время стоил Creative AWE64, который я и приобрел).

В дальнейшем я делал ролики от начала до конца уже сам. Но еще раз повторюсь ? идея это основа хорошей композиции. Идеи приходят всегда по-разному. Самые хорошие и выразительные ? обычно в теплой ванне. Правда бывает иначе.

Однажды мне пришлось общаться с довольно претензионным заказчиком, за неделю я сделал ему 5 абсолютно разных по стилю, смыслу и энергетики набросков (т.е. ~ 1 ролик в день); и НИ ОДИН ему не понравился! Вот ведь как бывает, тут еще один заказ подсунули. Как ни странно решение пришло довольно просто. Воскресным вечером, сделав от ?фоноря? трех аккордную аранжировку, подумал: ?О! А звучит не плохо...? ? и действительно из этого наброска получился дельный ролик, тот самый заказ, который мне тогда подсунули. Воодушевленный довольно быстрой победой над одним роликом я стал слушать MIDI с коллекцией классики. В одной из симфоний Грэга была довольно хорошая фортепьянная ?подложка?. Есть! Дальше было уже делом техники развить тему, добавить барабаны, бас, немного стрингов и вуаля ? ролик готов!!! Таким образом, за один вечер были фактически сделаны сразу два заказа.

Как видите, ? была бы идея, а воплотить ее можно всегда. Нужно просто о-о-очень захотеть.

Тем, кто хочет попробовать свои силы в изготовлении аудио рекламы, хочу дать несколько советов:

· ролик должен быть полностью завершенным: оригинальное, неожиданное начало, содержательная середина, место для коммерческой информации (как правило ? текстовой) и логическая coda.

· не нужно делать ?перепевку? популярного в данный момент шлягера! Обычно, люди не запоминают слов такой рекламы, а интерес к ней угасает так же быстро, как и к самому шлягеру. Лучше берите старые, веселые, всем знакомые песни вроде: ?Мы вам честно сказать хотим??, ?Нам песня строить и жить помогает? и т.п. Правда и в том и в другом случае возникает вопрос об авторских правах, но как правило, заказчики говорят: ?Ты делай, а с Дунаевским я договорюсь!?

· если же решено делать оригинальную песню, то будьте готовы к тому, что нужно написать простую и в то же время запоминающуюся мелодию (вроде ?Nescafe Theme? или ?Always Coka Cola?). Лучше, если мелодия будет одноактавной, тогда ее сможет напеть (а значит ? запомнить) любой человек!

Вы еще не устали? Тогда ждите продолжение во второй части! Вы узнаете (если все еще не знаете), как идея ?сводится? и приобретает окончательное звучание.

0

5

Интересные статьи :)

0