Вы наверное заметили, что в последние несколько лет формат МР3 значительно набрал обороты, особенно в сети интернет, разве что вы прятались где-то под камнем. Методы сжатия файлов стали катализатором в области доступности музыки на компьютеры, возможности вещания, продажи, и игры в клубах. А для ди-джеев всё сложилось вообще замечательно, теперь всё это стало в цифровом виде.
Говоря словами создателей формата МР3, The Fraunhofer Institute: “MP3 технология просто оказалась в нужное время в нужном месте, и стала стремительно развиваться, и стала синонимом скомпрессированной музыке”.
Хотя для некоторых людей, технология мр3 означала полную потерю качества, и деградацию стандартов современной музыки.
С момента представления технологии мр3, а это уже более десяти лет, с ней пытались конкурировать такие форматы как AAC, WMA, Vorbis (Ogg).Ди-джеи, в связи с внедрением мультимедийных технологий в нашу жизнь, должны с точностью знать, как, что, где, и почему звучит именно так в каждом формате, какой софт, и какое оборудование необходимо приобретать. DJMag прекрасно понимает когда ди-джей пытается переписать к себе в коллекцию свеженький диск, или винил, и сомневается какой формат выбрать для достижения максимального результата. Поэтому, мы отправились на поиски профессионалов в данной области.

Как собстенно работает компрессия?
Суэйд Бергеманн (Suade Bergemann), доктор физико-математических наук, techno-продюсер, ди-джей и хозяин лейбла Adapted Vinyl предлагает следующую трактовку понятия «компрессия»…
«Цифровой звук представляет собой набор цифр, и главный фокус при компрессии заключается в уменьшении набора цифр, но при этом минимально отклонится от оригинального звучания»
Этот процесс осуществляется благодаря сложным математическим алгоритмам, которые вычисляют, какие именно цифры менее всего необходимы, и попросту выбрасывают их. Чтобы создать подобное програмное обеспечение ушло уйма времени, средств, знаний. Самое главное было попытатся понять, как же конкретно человек воспринимает слухом тот, или иной звук.
«Практика показывает, что многие детали композиции умело замаскированные под более громкий звук, потому эти детали могут быть удалены без особых потерь. Вопрос состоит в том, насколько заметно будет это удаление в финальном варианте композиции, и сколько вреда было нанесено оригинальному звучанию трека», - говорит доктор.

Борьба за права

DRM (Digital Rights Management) (Управление Цифровыми Правами) и есть то место, где «зарыта собака» в войне форматов. MP3, AAC, WMA кажутся абсолютно бесплатными, но на самом деле всё обстоит совсем не так. Эти форматы были разработаны фирмами, которые только и ищут где бы получить побольше денег. Музыка, которая была декодирована при участии DRM не будет так просто играть у вас в приёмниках, до тех пор, пока она не будет лицензирована. Покупка лиценизий осуществляется с помощью таких программ как Napster или iTunes. И так как вы платите за музыку через специальные сайты, вы наверное обратили внимание, что цена на каждую композицию со временем вырастает, по сравнению с тем, когда вы не платили ни копейки, обмениваясь файлами по p2p сетям. Кроме того, Apple и Windows выпускают продукты подобные iPod, которые поддерживают музыку, декодированную только через DRM, а это только усложняет возможности достать и послушать бесплатную музыку. Самые неприятные последствия всего этого конечно же сказались на ди-джеях.
Обратная сторона монеты DRM это компания Xiph.org Foundation. Xiph – самый большой плейер во всей истории мультимедиа. Они, конечно позади VLC (универсального аудио-видео проигрывателя) но всё равно уверенный соперник в войне форматов. Xiph живёт за границами лицензирования, и потому может вскоре предоставить продукт, поддерживающий форматы iTunes и Windows Media безо всяких ограничений, растрат и тому подобной ерунды.
Если же DRM станет официальной, де-факто структурой, то ди-джеи не смогут нормально писать свою музыку, выпускать её, играть в клубах, и т.д.
Звукорежиссёр Майлс Шоуэлл (Miles Showell) немного смягчает обстановку: «Вот бы сейчас вернуть те времена, когда все играли на винилах, никто ни с кем не делился, и не было никаких прав на интеллектуальную собственность»

Размер имеет значение

Потребность в сжатии аудио файлов уменьшается с каждым днём, так как память и накопители информации уменьшаются в цене. Майлс быстренько выпалил: «Слава богу, эти времена не за горами, у всех будут огромные массивы памяти, суперскоростные выделенки, и все будут качать друг у друга несжатые аудио файлы.» К тому же, существует несколько форматов, которые не теряют качества в сравнении с оригинальным 24-битным звучанием. Такой результат достигается благодаря увеличению размера трека на 50% а то и на все 100%. Матиас Роуз (Mathias Rose) с лейбла Raunhofer подытожил: «Скоро, у каждого пользователя будет свой отдельный медиа сервер, на котором будут хранится всё аудио, видео. Его стереосистема и мр3 плейер будут подсоединятся к этому серверу, и играть музыку или видео оттуда. Но для этого, всё таки необходима компрессия, чтобы побольше удалось засунуть на эти сервера» На данный момент, файлы с потерей качества в сравнении с оригиналом пока останутся нормальным явлением в среде Интернет, просто должно пройти некоторое время, когда появится что-то более выгодное для пользователей.

Ну а теперь к самому тесту, непосредственно

За пультом управления: Джейк Джексон (Jake Jackson), звукорежиссёр, AIR Studios (Air Studios одна из извейстейших студий в мире, которая обеспечивала «звучание» многих церемоний вручения «Оскар», а также неоднократно принимала участие в звуковом сопровождении голливудских фильмов) , Роб Плейфорд (Rob Playford), продюсер, Moving Shadow Records (легенда techno-музыки. С 1980-х годов и по сей день предпочтение отдаёт dnb и jungle музыке. Мистер Хардкор собственной персоной), Майлс Шоуэлл (Miles Showell) специалист по мастерингу, Metropolis Studios (известен самым качественным звуком в мире), и конечно же Стюарт Холт (Stuart Holt) DJ Mag.

Ключевые факторы в тесте

Качество аудио записи.
Понятное дело, что такого же звука как в оригинале при компрессии мы не добьёмся. Наша задача стояла определить лидера по звучанию по критерию качество звука.

Скорость декодирования.
Чем меньше размер файла, тем меньше времени уйдёт на его декодировку. Правда это ещё и зависит от самого трека. Вдобавок, новые кодеки требуют гораздо большего времени чем старые, странно, да? Всегда декодируйте на минимальной скорости, тогда получите максимальное качество. Потому, когда собираете всю коллекцию в архив, скорость должна быть на минимуме, помните!

Размер файла.
Разные форматы в конечном итоге занимают разное количество места. Меньше времени перебрасывать по сети, и так далее. Тем не менее, одним из факторов в этом разделе будет лучшее звучание при наименее занимаемом обьёме.

Совместимость.
Всегда очень важно смотреть совместимость полученных аудио треков с диджейским оборудованием. Это всё таки DJ Mag.

Критерий оценки.

Единственным инструментом, которым мы будем пользоватся будут являтся наши собственные уши. Я советую хорошие наушники, подключённые к усилителю, и уровень громкости где-то по середине, а не на пике. То, как страдают эффекты echo\reverb лучше всего слышно на таком уровне громкости. Если вы новичок, и не знаете, каково должно быть звучание, декодируйте в битрейте 96 kbps, а потом постепенно увеличивайте, вы поймёте, когда можно будет остановится. (Слава богу я знаю, как звучит оригинальный 24-битный звук. Поверьте мне, с этим ничего не сравнится. Вы думаете, вы слышали его, когда слушали свеженькие лицензионные компакты? Ничего подобного, компакты и половины не дают того, что даёт 24-битный звук. Так ну ладно, на чём мы остановились.) Я вспоминаю времена, когда я записывал с АМ радио на кассету треки, и потом радовался как ребёнок. Потом я понял, что этого мало, и начал записывать треки в 128 битрейте на свой мр3-плейер. А теперь, когда многие сотрудничают с нашим лейблом, я прошу от продюсеров треки исключительно в битрейте 320. Поймите, это уже как стандарт.

Тестовый микс

Наш тестовый трёхминутный микс прошёл путь от классики до acid techno. Мы использовали только качественные треки, от известных продюссеров: Harry Connick Junior, The Chemical Brothers, Basement Jaxx, Goldie, Jeff Mills и ещё парочку. Микс был создан в среде ProTools, после чего был сохранён в единый WAV файл, который вскоре был декодирован в битрейты: 128, 192, 320 (VBR Various Bit Rate Колеблящийся Битрейт) в Vorbis, MP3, AAC, WMA. Лог-файл декодирования был сохранён. Для честной конкуренции, мы использовали одинаковую платформу для всех. Apple G4 933Mhz, iTunes для форматов AAC и MP3, Ogg Drop для формата Vorbis и Windows Media Player для формата WMA. При декодировании МР3 фалйа, у нас была возможность выбора CBR (Constant Bit Rate Постоянный Битрейт) или VBR (Various Bit Rate Колеблящийся Битрейт), но так как Vorbis не «понимает» CBR, мы решили декодировать всё в VBR. Вы спросите в чём разница? VBR звучит лучше, но занимает больше места, чем CBR.

И вот к чему мы пришли:

MP3: Лучший формат для DJ

Качество аудио звучания: ***
Скорость декодирования при 128 kbps: **** (19 секунд)
Размер файла при 128 kbps: ** (3.9 MB)
Cовместимость: iTunes, Winamp, VLC, Ableton Live V5, Final Scratch, Ni Traktor
Железо: Все мр3 DJ продукты.
DRM: Light Weight Digital Rights Management System (LWDRM)

История: Разработан фирмой Digital Audio Broadcast (DAB) 1987 – 1994, и проспонсирован Европейским Союзом. Известен в начале как .bit, а вскоре был переименован в 1995 в .mp3 г-ном Фраунхофером (Fraunhofer). Самый старый аудио формат в среде Интернет, и без сомнения, самый популярный. Тем не менее, весь акцент фирм, производящих декодеры сосредоточились не на Fraunhofer University а на DRM. Не удивительно

DJ Mag рекомендует: Декодируйте мр3 файлы до уровня 192 kbps с помощью таких декодеров как LAME или встроенного декодера в iTunes или QuickTime. Не забудьте про VBR. Также, помните, что у мр3 формата намного ниже уровень частот, по сравнению с другими форматами, но мр3 формат не поддержит большего сигнала чем стерео.

VORBIS: Лучшее качество звучания

Качество аудио звучания: ****
Скорость декодирования при 128 kbps: * (53 секунд)
Размер файла при 128 kbps: **** (3.1 MB)
Cовместимость: VLC, Ableton Live V5, OGG Drop, DJ Mix, Ni Traktor Dj Studio
Железо: iRiver.
DRM: нет

История: Разработан по принципу свободного доступа. Vorbis один из немногих оставшихся некоммерческих продуктов. Он технически способный конкурировать со всеми остальными форматами. Формат .OGG поддерживается фирмой Xyph.org, которая обеспечивает надёжную стандартизацию и качество. Этот формат был создан в ответ на лицензирование формата МР3. Это очень серьёзный формат, особенно для ди-джеев

DJ Mag рекомендует: Используйте качество 128 kbps (хотя ogg неплохо звучит и на 80 kbps). Программа позволяет декодировать файл в очень большом спектре битрейтов: от 45 до 350, но декодироует при этом очень медленно. Ещё один минус, это отсутствие совместимости с такими устройствами как iPod, iTunes, Windows Media без соответствующих плагинов. Заметьте, что отсутствие поддержки DRM означает, что могут возникнуть проблемы с воспроизведением на оборудовании.



AAC: Лучший портативный формат

Качество аудио звучания: ***
Скорость декодирования при 128 kbps: ** (26 секунд)
Размер файла при 128 kbps: ** (3.1 MB)
Cовместимость: iTunes, VLC, Final Scratch, Traktor DJ Studio (только не файлы DRM)
Железо: iPod
DRM: FairPlay

История: Созданный одними из крупнейших гигантов промышленности, компаниями AT&T, Dolby, Fraunhofer, Koninklijke, Philips и Sony. Создан формат был специально для продуктов фирмы Apple: iPod, iTunes. Разработан специально для поддерживания мультиканального звука. Поддержка лучшей DRM защиты, названной FairPlay, разработанной гигантом аудио промышленности, компанией Dolby.

DJ Mag рекомендует: Декодируйте в битрейте 192, с помощью встроенного кодека в проигрывателе QuickTime, и получите отменный результат, при минимальных размерах файла. Недостатком является маленький спектр поддержки устройств. Но компании Sony, Philips Apple, Dolby говорят, что это ненадолго

WMA: Без комментариев

Качество аудио звучания: *
Скорость декодирования при 128 kbps: *** (25 секунд)
Размер файла при 128 kbps: * (4 MB)
Cовместимость: VLC, Windows Media Player , Final Scratch, Ni Traktor
Железо: Numark HDX, Pocket PC, Palm
DRM: Windows Media DRM 10

История: Созданный специально для строгой поддержки DRM и своей собственной линии Microsoft Media формат оказался не в том месте, не в то время.

DJ Mag Рекомендует: Декодируйте файл в битрейт 192, как минимум. Хотя всё равно формат слабый соперник другим форматам. Размеры файлов большие, а качество оставляет желать лучшего. Формат «проталкивается» фирмой Microsoft, и говорят, что вскоре следует ожидать чего-то интересненького.