Ви-джей, VJ, veejay (англ. Video Jockey) — человек, который при помощи специального оборудования подбирает и создаёт визуальные эффекты под музыку в реальном времени. В результате этого получается "видеомикс" - абсолютно новое произведение, основанное на разных видеофрагментах.
Название образованно по аналогии с ди-джей в 1980-х годах на MTV.
Первые «ви-джеи» понимались как телевизионные ди-джеи, которые работали в большей степени на музыкальных каналах. Работа такого ви-джея практически походила на работу DJ на радио. Разница состояла лишь в том, что этот человек воспринимался еще и визуально, в отличие от ди-джея, которого не обязательно знать в лицо. Следует отметить, что эфир от такого ви-джея практически не зависел – плэйлист составлялся заранее и все исполнялось по составленному расписанию.
Еще одна категория ви-джеев - "клубные": те, кто работает в клубах и на выставках, смешивает на больших экранах в "живом времени" визуальные образы и видеофрагменты, импровизирует, создавая уникальный клубный видео-бэкграунд в дополнение к музыкальной теме.
Третий варант ви-джея – это собственно видео-художник, составляющий с помощью инструментов, которыми оперирует ви-джей, полноценное художественное произведение. Одним из наиболее ярких видеохудожников является Питер Гринуэй: художник и кинорежиссер, ныне виджей и перформансист. Один из наиболее ярких его проектов – «Ночной дозор»: П. Гринуэй выбрал “Ночной дозор” (1642) Рембрандта, одну из главных голландских картин и уж точно главную из находящихся в Голландии, и рассмотрел его в проекте “Ночное наблюдение” (Nightwatching).
Сегодня концепция работы VJ успешно внедряется не только в арт-среде, но и на многих ведущих телеканалах мира. Внедрение ви-джей практики значительно снижает затраты при подготовке телевещания. Главное, что сегодняшние технологии делают возможным воплощение личного, авторского, эмоционального видения и передачи зрителям настоящего переживания происшедшего. Виджеинг стал не просто шоу, но и самостоятельным средством и богатым полем для действий художника. Продукты виджеинга сегодня ежегодно рассматривает жюри Каннского кинофестиваля на конкурсной основе наряду с кинопроизведениями. Это победа ви-джеев за независимость и признание.
На нашем форуме мы остановимся на специфике клубного VJ!
Специфика VJ-ing, отличающая его от DJ-ing, заключается в том, что исходные материалы, используемые при создании видеоряда, купить практически невозможно (как можно купить музыку на виниле и CD). Поэтому VJ-ing можно считать более трудоемким креативным процессом, который (в большинстве случаев) подразумевает создание всех материалов вручную (самим VJ, но не всегда).
Материалом для создания видеомиксов сегодня служат видеосэмплы, скачанные в интернете или сделанные виджеем в ручную. Чаще всего виджеи используют оцифрованные записи с вечеринок, рейвов, а также различные арт-хаус фильмы. Весь материал нарезается и смешивается (часто уменьшается на мелкие части и смешивается).
Еще одним средством для создания видеосэмплов или небольшого фильма может стать ПО, которое позволяет генерировать графические объекты, например, различные геометрические фигуры . Изменяя различные параметры изображения в таких программах, виджей работает над созданием сложной геометрической формы.
Главной задачей виджея является визуальное оформление вечеринки и создание определенного настроения у пританцовывающей публики. В танце, посетитель клуба должен чувствовать связь между продуктом деятельности виджея и звучащей музыкой.
Рабочим пространством виджея является экраны, развешенные в клубе. Виджей в своей работе может использовать самые разные инструменты, например, несколько DVD-плееров плюс видеомикшер или компьютер со специальным программным обеспечением, а также специальные проигрыватели для так называемого дивидженга (смесь ди-джеинга с ви-джеингом) такие как Pioneer DVJ-X 1 .
Главная поставленная задача ви-джея сделать нахождение человека в клубе не скучным, поднять настроение посетителям и создать единое целое между музыкой ди-джея и визуальным воспроизведениям на экране!!!